Народная педагогика по-другому называется семейная или родительская педагогика. Именно с маминого голоса, ее мягких теплых рук начинается для ребенка открытие мира и постижение самого себя в этом огромном, пугающем огромном своей неизвестностью пространстве.
В психике маленького ребенка происходит зачастую неосмысленное восприятие таких представлений о себе: я есть, я любим, я защищен, я хороший, я хочу и т.д. От эмоциональной окраски этого первого« образа мира» и «чувственной ткани сознания» во многом зависит дальнейшее становление личности, формирование ее ценностных установок и ориентаций. Средства народной педагогики помогут родителям разнообразить, эмоционально обогатить общение с ребенком, а значит, провести время вашей совместной жизни радостно, полноценно, многогранно.
Первым педагогическим произведением у человечества была колыбельная. Ее прямая функция- успокоить, убаюкать маленького ребенка.
Попробуйте разучить и спеть колыбельную своим детям:
« Я качаю день и ночь, отойди бессонье прочь!
Отойди да отвались, в темном лесе заблудись.
В темном лесе , во кустах, во малиновых кустах!..»
Логическим продолжением колыбельных являются пестушки и потешки. Свое название они получили от слов «пестовать», «тешить». Пестушки и потешки- короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают ребенка в первые месяцы жизни. А когда ребенок начинает гулить или агукает, откликнитесь на его « вокализ»:
«Ах, поет ,поет соловушка! Ах ,поет молоденький!
Молоденький, хорошенький, пригоженький!»
Когда ребенок начинает становиться на ножки и учится ходить, окажите ему поддержку словами:
«Топ- топ, топ-топ, скоро Славочке годок,
Скоро Славочке годочек, спечем славе пирожочек.
Славочке расти здоровым, да путевым!»
На смену пестушкам и потешкам приходят прибаутки-маленькие смешные сказочки, рассказы или выражения, придающие речи юмористический характер: «Уж как шла лиса по тропке, нашла грамотку во хлопке,
Она по лесу ходила, громким голосом вопила.
Лиса лычки драла, лиса лапотки плела.
Вот и села на пенек и читала весь денек.
Будто небо провалится и земля загорится-
Лисе негде будет жить! И пришлось с горя топиться».
Ребенок пяти-шести лет большую часть времени проводит на улице со сверстниками. В детской среде ребенок как нельзя лучше овладевает способами самовыражения своей личности самоутверждения,что естественно влияет на становление его самооценки, самоконтроля и саморегуляции своего поведения и настроения. Одним из наиболее известных средств народной педагогики,развивающих эти стороны личности ребенка , являются народные игры. Ни одна игра не обходится без считалки. Она помогает воспитать привычку подчиняться нормам и правилам игры.
Для воспитания у детей жизнерадостности можно с успехом применять и другие народные педагогические средства: загадки, пословицы, скороговорки,сказки и т.д. Заинтересованным родителям несложно их найти в любых источниках.