«Детские конфликты или как научить ребенка строить взаимоотношения со сверстниками».
Ссоры, конфликты, драки – неизбежное явление жизни детской группы. Одни дети ссорятся лишь изредка, другие же постоянно конфликтуют со сверстниками, не умеют находить выход даже из самых простых ситуаций. Одни очень бурно реагируют на ситуацию столкновения интересов в совместной деятельности с ровесником и сами выступают инициатором конфликта; другие вовлекаются в конфликт сверстниками и почти сразу же пытаются выйти из него.
Вообще сфера взаимоотношений в детском коллективе и семье (не только с родителями, но и братьями, сестрами) представляет собой источник многих конфликтов и, в конечном счете, глубоких психологических проблем.
Конфликтность – качество личности, выражающее ее предрасположенность к конфликтам. Некоторыми общими характеристиками конфликтности дошкольников являются: активность в установлении контактов со сверстниками; стремление к обострению ситуации и доминированию над другими; неумение идти на компромисс; эгоистичность и эгоцентричность; невнимательность к другим; желание посредством повышенной агрессивности избавиться от собственной тревожности.
Группа конфликтных детей неоднородна в своем составе. Выделяют несколько групп детей, склонных к конфликтам во взаимодействии со сверстниками (Т. А. Павленко, А. Г. Рузская).
Первая группа – «Я всегда прав». Такие дети чаще других инициируют конфликтную ситуацию. Во взаимодействии со сверстником они открыто и жестко доминируют, отвергая любые предложения другого ребенка. Они ревниво следят за успехами сверстников и, видя в них конкурентов, стремятся обязательно превзойти их, стать предметом всеобщего внимания.
Вторая группа – «Я лучше других». Такие дети также конфликтуют часто, остро, эмоционально и активно. Навязывают партнеру свою волю, отрицательно реагируют на его сопротивление. Для этих детей характерны демонстрация своего превосходства, высокомерие по отношению к сверстнику. Такие дети как правило, стремятся привлечь внимание к себе, своей деятельности, знаниям.
Третья группа – «Я – взрослый, я – главный». Конфликтность детей выражена меньше, чем в первых двух группах. Такие дети – вожаки, командиры, лидеры. Они претендуют на главные роли во всем, но дипломатично; навязывая образцы действий, показывают, как много он потеряет, если не примет их. Относятся к ровесникам в основном критически, особенно если у них самих что-то не получается. Во взаимодействии с ровесниками часто прибегают к запретам и принимают их предложения только в том случае, если они им выгодны.
Четвертая группа- «Я за себя постою». Сверстник для этих детей значим, они чувствительны к его отношению к себе, стремятся к контактам, но очень осторожны: боятся ущемления своих интересов. В то же время хотят показать свои возможности, чтобы сверстники признали их ценность. Обычно чувствуют себя недооцененными. Сотрудничество с ровесниками для этих детей – путь к самовыражению, позволяющий показать и доказать свою состоятельность.
Пятая группа – «Я хороший». Это наименее конфликтные дети из самых конфликтных дошкольников. Они стремятся к равноправному сотрудничеству со сверстниками, заметно центрированы на себе, опасаются отрицательных оценок. При любой удаче привлекают к себе внимание сверстников, чтобы те увидели и оценили ее.
При общем сходстве развития конфликта, негативные реакции детей могут быть выражены по –разному – от внутренней замкнутости, отчужденности, малообщительности вплоть до агрессии в поведении.
Внимание взрослых, в первую очередь, привлекают разнообразные факты агрессивного поведения дошкольников. Те или иные формы агрессии характерны для большинства их. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются. Агрессивное поведение в большинстве проявлений наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели.
Однако есть категория детей, которые «задирают» сверстников, провоцируют на конфликт, при этом действуют весьма напористо и активно. В результате, сужаются возможности полноценного общения со сверстниками и взрослыми, снижается продуктивный потенциал ребенка, формируется агрессивность как устойчивое личностное качество. Именно агрессивный ребенок (трудный – в понимании педагога)приносит массу проблем не только окружающим (детям и взрослым, но и себе. Агрессивность дошкольника не позволяет ему конструктивно и самостоятельно разрешать конфликтную ситуацию.
Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – сюжетно-ролевая игра, именно здесь чаще всего и возникают конфликты между детьми. В старшем дошкольном возрасте они чаще всего возникают – из-за правил игры.
Причины конфликтов в игре (Я. Л. Коломинский, Б. П. Жизневский):
«разрушение игры» – разрушение игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации;
«по поводу выбора общей темы игры» – спор из-за того, в какую именно совместную игру собирались играть дети;
«по поводу состава участников игры» – спор о том, кто именно будет играть в данную игру;
«из-за ролей» – разногласия между детьми о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную или, наоборот, малопривлекательную роль;
«из-за игрушек» – споры из-за обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами;
«по поводу сюжета игры» – разногласия из-за того, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей;
«по поводу правильности игровых действий» – споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.
Управление конфликтами дошкольников со сверстниками.
Дети учатся разрешать конфликты в процессе общения со взрослыми. Взрослый человек нередко становится посредником при разрешении детских конфликтов. Обратимся к традиционной классификации типов поведения людей в конфликтных ситуациях:
Стратегия избегания заключается в сознательном уходе от конфронтации и может быть выражена в различных неожиданных реакциях – шутке, демонстративном молчании, умении что-то «не заметить», переключить внимание ссорящихся детей на другой предмет.
Стратегия приспособления отличается стремлением смягчить, сгладить острую конфликтную ситуацию, сохранить или восстановить гармонию во взаимоотношениях детей друг с другом. Она предполагает адаптацию взрослого к личностным характеристикам дошкольников, принятие их такими, какие они есть.
Стратегия компромисса строится на двусторонних уступках. Часто компромисс служит лишь временным выходом из конфликтной ситуации.
Стратегия доминирования сводится к четкой регламентации поведения детей в конфликте, жесткой оценке их действий и поступков. В этом случае взрослый руководит, поучает. направляет.
Стратегия сотрудничества строится на совместном с детьми поиске конструктивных способов разрешения конфликтов. В этом случае отмечается позитивное восприятие взрослым обеих конфликтующих сторон, признание им права ребенка «быть другим», терпимость по отношению к детям и их поступкам, направляет усилия конфликтующих детей на поиск и самостоятельное решение трудной жизненной ситуации.
Продуктивность той или иной стратегии поведения определяется на основе ее соотнесения с возникшей ситуацией. Сотрудничество наиболее эффективно при разрешении детских конфликтов, поскольку в данном случае находится приемлемое для обеих сторон решение, и тем самым укрепляются и улучшаются взаимоотношения между детьми.
Конфликтные ситуации, позитивно разрешаемые ребенком (сначала при помощи взрослых, а затем самостоятельно, становятся определенными «ступеньками» формирования готовности к позитивному разрешению конфликтов, так как каждое конструктивное решение трудных ситуаций обогащает личный опыт и закрепляет удачные варианты поведения ребенка.