В дошкольном возрасте у детей закладываются основы нравственных качеств. Организованность как качество личности проявляется в таких чертах, как собранность, точность, аккуратность. Внутренняя сторона этого качества характеризуется настойчивостью, умением планировать свои действия, осуществлять самоконтроль.
Воспитание организованности поведения происходит в процессе деятельности. Выполнение ребенком конкретных требований приучает к организованности, порядку и сопряжено с необходимостью сделать что – либо обязательно и своевременно.
Желание и умение трудиться закладывается с тех первых действий, которые ребенок выполняет самостоятельно. Школа с первого дня предъявляет требования, прежде всего к самостоятельности. Самостоятельность дошкольников значительно возрастает при самообслуживании. Все это ценные приобретения для будущего школьника. Ребенок должен иметь постоянные обязанности в семье. Необходимо, чтобы он знал и помнил, когда и какую работу ему надо выполнить. Нужно добиваться, чтобы каждое поручение, каждое задание родителей ребенок выполнял вовремя, старательно и аккуратно.
Для становления детской самостоятельности важно развитие самоконтроля. Это качество дает возможности сравнивать замысел с достигнутым результатом. Ребенок под руководством взрослого учиться оценивать свои действия в ходе выполнения работы, а не только после ее завершения. Родители должны помнить, что чрезмерная опека и освобождение детей от постоянных домашних обязанностей в дошкольном возрасте служат причиной многих переживаний детей в школе.
У детей, которые в дошкольном возрасте выполняли установленный в семье режим, формируется чувство времени. Научить детей хотя бы немного ориентироваться во времени, соотносить свои действия во времени – одна из задач в воспитании организованного поведения. Различая интервалы времени, дети начинают рассчитывать во времени собственные действия и стараются укладываться в заранее установленный срок.
Родителям также необходимо обращать внимание, как ведет себя ребенок в обществе сверстников, соблюдает ли правила игры. Правила игры воспитывают организованность. Необходимо, чтобы время от времени ребенок брал на себя ведущие роли.
Организованное поведение
— выполнение требований, поручений;
— необходимость сделать поручение обязательно и своевременно;
— выполнение работы самостоятельно ( самообслуживание);
— выполнение задания аккуратно и старательно;
— выполнение режима в семье;
— ориентировка во времени.
Пути формирования организованного поведения дома:
— через поручения, требования;
— самообслуживание;
— соблюдение режима в семье;
— выполнение правил в играх.
Конечные результаты:
— самостоятельность,
— собранность,
-аккуратность,
— старательность,
— настойчивость.