Большое внимание в своей работе с детьми уделяю трудовому и нравственному воспитанию. Считаю, что наиболее важным научить детей уважительному отношению к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учебе, стремления к созидательной деятельности. Трудовое воспитание помогает мне сформировать у детей необходимый комплекс качеств, который формирует умение учиться, пониманию смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способа выполнения действий, навыки самоконтроля, самооценки и др. В процессе труда развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, воля. Формируются основные качества личности (самостоятельность, активность, целеустремленность).
Основные направления работы: формирование положительного отношения к труду, а именно, готовность к трудовому усилию, стремления быть полезным, воспитание уважительного отношения к труду людей к результатам их деятельности.
Осуществляя работу по трудовому воспитанию детей, ставлю следующие задачи:
- развивать интерес к трудовой деятельности взрослых, воспитывать уважение к их труду, подчеркивать общественную значимость труда;
- постепенно расширять самостоятельность детей, ответственность, исполнительность;
- создавать благоприятную психологическую атмосферу, формировать у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;
- направлять внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий.
Разработала перспективный план по трудовому воспитанию, в который включила задачи, помогающие воспитанию таких нравственных качеств, как ответственность, самостоятельность, инициативность, целеустремленность, настойчивость и пр., формы организации детей, основные приемы руководства, содержание работы детей.
Реализуя задачи перспективного плана, использую в работе методы игрового взаимодействия с детьми, сюрпризные моменты, метод моделирования, художественное слово, наглядность. Должное внимание уделяю народному творчеству, во всем его многообразии. В педагогический процесс трудового и нравственного воспитания включаю потешки, пословицы, поговорки, загадки, сказки, песни, народные приметы и прочее.
Работая над темой «Роль трудовой деятельности в нравственном воспитании детей», создала полноценную, сбалансированную предметную среду, что является важным условием для трудового воспитания детей.
В своей работе руководствуюсь следующими принципами:
– принцип интеграции;
– создание необходимых условий для развития индивидуальности каждого ребенка;
– обеспечение психологического комфорта детей;
– принцип «САМ» (самостоятельность, самовыражение, самоутверждение, самоконтроль, самооценка, самообучение, самовоспитание).
Такая работа помогает детям почувствовать свою самоценность. Они получают уверенность в своих возможностях, у детей формируется чувство хозяина по отношению к своей группе, дети учатся организовывать свою бытовую сферу, постепенно и естественно осваивая необходимый для этого бытовой труд.
В своей активно использую здоровьесберегающие технологии. Веду повседневную работу по физическому воспитанию детей, слежу за осанкой. Дети очень любят ритмическую утреннюю гимнастику, сюжетные динамические разминки, закаливающие мероприятия, дыхательные и пальчиковые гимнастики и пр.
Постоянно повышаю свой профессиональный уровень, изучаю новинки методической литературы и применяю труды новаторов.