Вот и последний год пребывания наших детей в детском саду.
Безусловно, вы полны желания, чтобы ваш малыш не только хорошо учился, но и оставался здоровым, успешным человеком. Это зависит от того как мы ответственно отнесемся к этому вопросу в течение этого года. «До школы еще целый год!»— часто мы слышим от вас, а мы отвечаем «До школы только один год», сколько еще нужно сделать, успеть, если хотим, чтобы ребенок легко учился, и при этом был здоров.
Предлагаем Вам упражнения, которые не потребуют больших затрат времени и подготовки. Некоторые из них можно проводить в виде игры во время прогулки, уборки, мытья посуды. Задания можно видоизменять, дополнять. В большинстве случаев Вы сами сможете придумывать аналогичные.
Упражнения не нужно выполнять по порядку. Начните с тех, которые более интересны Вам и Вашему ребенку. Если какое-то упражнение не получается, не давите на ребенка, найдите другое подобное, придумайте аналогичное сами, либо вернитесь к нему через какое-то время.
4-й лишний
Называем слова. Назвать, что не подходит к трём остальным словам и почему.
Яблоко, груша, картофель, слива
Шапка, брюки, пальто, сапоги
Чашка, ваза, миска, ложка
Тетрадь, машинка, кукла, пирамидка
Простые вопросы:
Кто больше – кот или коза?
Днём светло, а ночью?
Небо голубое, а трава?
Яблоки, груши, сливы – что это? Шкаф, стол, диван?
Маленький кот – котёнок, маленькая собака…?
Почему у всех автомобилей тормоза?
Чем похожи молоток и топор? Кошка и мышка?
Чем различаются гвоздь и винт?
Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем?
Назови транспортные средства, предметы одежды, мебели.
Развиваем память
Назовите (прочитайте) медленно и отчётливо несколько слов. Ребенок должен их воспроизвести в произвольном порядке. Назовите слова повторно.
Дом, солнце, ворона, часы, карандаш
Молоко, снег, стол, молоток, окно, книжка
Песок, дерево, вазон, сахар, лопата, чемодан, ручка
Научите ребенка ассоциативному запоминанию слов: на дом светило солнце, прилетела ворона, посмотрела на часы и украла карандаш.
Чего не хватает?
Перед ребенком выкладываются картинки (или игрушки) – до 10 шт. Он смотрит на них 1-2 минуты, затем отворачивается, а Вы меняете что-то, убирая или переставляя. Ребёнок должен посмотреть и сказать, что изменилось. При хорошей зрительной памяти ребенок легко замечает исчезновение или перемещение 1-3 игрушек.
Знакомство
Предложите ребёнку рассказать о себе так, как бы он сделал это, представляясь незнакомому человеку.
Развиваем речь
Просите ребенка пересказывать короткие рассказы, сказки, мультфильмы. Ребёнок будет учиться согласовывать слова, правильно строить предложения, соблюдать логику рассказа (начало, середина, конец).
Развиваем фонематический слух:
а) «назови лишнее слово». Несколько раз повторите какое-то слово, а потом вместо него скажите другое, похожее. Ребенок должен услышать и назвать это другое слово:
Гора, гора, гора, нора, гора, гора, пора, гора
Голос, голос, колос, голос, голос, голос, волос
Коса, коса, коса, коза, коса, коса, роса
Саша, Саша, Саша, Даша, Саша, каша, Саша
Если ребенок ошибается, произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание на звуковые различия.
б) «назови звуки». Ребенок должен назвать первый и последний звуки в словах: стол, кошка, автобус, улитка…
Противоположные слова
Предложите ребенку называть противоположные слова к тем, что вы будете произносить. Например, зима – лето, высокий – низкий, холодно – жарко, мокрый – сухой. Если у ребенка получается, попробуйте называть более сложные слова, обозначающие чувства, качества, состояния (весёлый – грустный, жадный – щедрый, замерзающий – тающий).
Наблюдательность
Предложите ребенку внимательно посмотреть на какой-нибудь предмет, а потом отвернуться и описать его. Так можно обращать внимание на прохожих, пассажиров в транспорте, вспоминать знакомых. Попросите вспомнить, что встречается по дороге в детский сад, магазин и т. д. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.
Сходство и различие
Предложите ребенку сравнить (чем похожи и чем отличаются) между собой различные предметы и понятия. Для дошкольника это должны быть хорошо знакомые предметы (можно использовать картинки, сами предметы): молоко и вода, машина и трамвай, яблоко и помидор.
Установление связей
Ребенок должен закончить предложение, которое вы начинаете. Он должен попытаться установить взаимно-обратную связь между величинами или размещением предметов в пространстве.
– линейка длиннее карандаша, а карандаш … (короче, чем линейка)
– лампа стоит на столе, а стол… (под лампой)
– Дима выше Саши, а Саша… (ниже Димы)
– арбуз больше яблока, а яблоко… (меньше арбуза)
– кукла лежит ближе к тебе, а собачка… (дальше)
Развиваем моторику
На листике в клеточку начните рисовать по линиям простой узор. Ребенок должен закончить.
«Трудные виражи». Игра начинается с того, что Вы рисуете дорожки разной формы, в одном конце которых – машина, а в другом – дом (зайчик – морковка, и т. п.). Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам дорожек.
«Парашютисты». В верхней части листа рисуются несколько точек (парашютисты), внизу – небольшой круг (место их приземления). Надо точными движениями, прямыми линиями сверху вниз посадить своих парашютистов.
Нанизываем бусы, застёгиваем и расстёгиваем пуговицы, кнопки, крючки.
Вырезаем из бумаги, делаем аппликации, лепим из пластилина, рисуем, выкладываем узоры из фасоли и круп.
Очень желательны книжки – раскраски, мелкие конструкторы, мозаика.
Помните, вы для своего ребёнка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днём помогайте ему преодолевать ошибки!