Игра – воспитатель. В игре все необходимые для дальнейшей жизни человека качества, то, от чего зависит судьба ребенка: его умение общаться с другими людьми, успешность учебы, качества, необходимые в семье – родительской и той, которую он в будущем создаст сам. Его карьера, наконец…
Игры – прекрасное средство развития! Каждая игра развивает целый спектр разнообразных способностей. Ребенок периодически участвует в разных играх, игры повторяются, и он начинает видеть свой рост, свое движение. Тут он постоянно проигрывал – а вот уже начал выигрывать. И он начинает воспринимать себя не как статичный набор отметок, от 1 до 5, а как растущего, развивающегося маленького (пока!) человечка, который постепенно улучшается, совершенствуется.
И вот тогда происходит то самое главное, что дает ему игра– он начинает любить самосовершенствование. Стремиться стать лучше. Говоря «кибернетическим» языком, начинает работать «обратная связь»: понимание своего нынешнего положения ориентирует ребенка в его действиях по достижению все более высоких результатов в своем развитии. Он начинает понимать «где он» и, следовательно, «куда должен идти». Игры бывают разными. В играх-соревнованиях есть победители и есть проигравшие. Победить хорошо, но проиграть… Лучше, чтобы проигравших не было. Почему? Говорят: «Если ребенок часто проигрывает, у него возникает заниженная самооценка». Действительно, заниженная самооценка – вещь весьма вредная. Впрочем, как и завышенная. Самооценка должна быть адекватная, чтобы ребенок хорошо знал свои возможности и силы.
Развивающие игры дают настоящую, многогранную самооценку. Конечно, если ребенок играет не в одну, а в разные игры, и не с одним человеком, а со многими. Существует огромное количество игр, прекрасных, занимательных, азартных, успокаивающих, отвлекающих от иных бед, развивающих самые разные способности. Их много игр, а следовательно, много и шкал оценки, видов сравнения. В одни ребенок проигрывает, в другие игры – выигрывает. Будет так много вариантов, что обобщенное сравнение окажется просто невозможным.
Игры ( если вы как-то организуете ребенка, научите для его же пользы) дадут вашему ребенку способ разобраться в том, что он умеет, что нет, что получается хорошо, что плохо. Вот тогда не нужно бояться, так называемой «заниженной самооценки». Самооценка вашего ребенка будет нормальная, адекватная. Он не будет обманывать сам себя, заносится перед сверстниками, не унижаться, ни страдать от этого.
Соперничество, как сравнение своих результатов с другими, должно быть. Это может быть больно или приятно, но факт остается фактом – это мощный стимул человеческого совершенства.
Экологи правы, существует некий минимальный уровень агрессивности в поведении людей, и его необходимо «сбрасывать». Именно в играх с соперничеством, в играх-соревнованиях это и происходит. Лучше там, чем в драках.
Если вы видите, что ваш ребенок часто проигрывает, то подберите ему игру по его способностям, чтобы он добился успеха. Такая игра всегда найдется!
Проигрыш в детской игре не есть нечто вредное и ненужное. Он абсолютно необходим. Если ваш ребенок будет только проигрывать, у него начнется невроз. Во всем нужна, разумеется, мера. Если же всегда будет выигрывать, он не научиться проигрывать, и в жизни первая малейшая неудача собьет его с ног. И ничего ему не поможет, он окажется на грани срыва и правонарушения. Если мы любим своих детей, если мы хотим, если мы хотим, чтобы они выросли законопослушными гражданами, достигающими успеха не любыми способами, тогда нам остается только одно – научить его «хорошо проигрывать».
Играйте вместе с детьми, проигрывайте и выигрывайте! Общайтесь с детьми!