Из веснушек
И хлопушек,
Из линеек
и батареек
Сделаны наши мальчишки…
Этот известный стишок из песни мы помним с детства, в нем говорится о том, какие разные мальчики и девочки, какие психологические особенности детей разного пола. В данной статье мы бы хотели подробнее остановиться на особенностях, качествах, увлечениях и любимых занятиях мальчиков.
С давних времен мальчиков и девочек воспитывали по-разному. Мальчиков воспитывали в духе воинов, защитников, бойцов, девочек как будущую мать, хранительницу семейного очага,
Так и сейчас мальчики и девочки ведут себя по-разному в обществе, проявляя при этом свои индивидуальные качества.
1. Отношение к предметам и игрушкам
Мальчики довольно часто приспосабливают предметы и игрушки для различных целей, заняты тем, как бы найти им неожиданное применение. Им присущ исследовательский интерес, вследствие чего они стремятся разобраться в строении вещей, которые их окружают. Поэтому у них часто ломаются игрушки, но не случайно, а специально. Мальчиков интересует, как устроена та или иная игрушка изнутри, из каких деталей она состоит. Это не неряшество, не небрежность, а выражение активного начала.
2. Дисциплина
Мальчики обычно создают больше шума, чем девочки. У них чаще встречаются нарушения. Реже хитрят «трудные» мальчики, они излишне шумны, хотя если у них развит интеллект, то из таких ребят обязательно будет толк. Менее импульсивны, чем девочки, поэтому больше поддаются влиянию, доводам и убеждениям.
3. Общение
Мальчики: хорошо ориентируются в новой, непривычной обстановке. И, как правило, и здесь, сохраняют свою деловитость: их деятельность носит конструктивный характер. Легче приспосабливаются к обстоятельствам, находят свое место при различных переменах, легче «вписываются» в новую обстановку. Более активны, хотят руководить, вести за собой. Вопросы взаимоотношений с окружающими занимают в их жизни небольшое место. Им важнее что-то делать вместе, чем просто общаться. Не особенно чувствительны они к нарушениям, допускаемыми ими самими или другими детьми. Часто спорят друг с другом, но обычно предпочитают самими разобраться в конфликте. Редко жалуются родителям или воспитателям. Предпочитают независимость, Часто в глазах старших оказываются в роли зачинщиков ссоры.
4. Активность
Мальчики: более подвижны, менее усидчивы, смелее девочек. Чаще выражают готовность отвечать (по собственной инициативе, а не при стимуляции взрослого). Не боятся ошибиться в ответе, не особенно заботятся о внешнем эффекте. Менее исполнительны. С девочками все в точности наоборот.
5. Интересы
У мальчиков: круг интересов достаточно широк, нередко выходит за пределы образовательной программы. Пространство, в котором находятся интересующие мальчиков объекты, практически не ограничено. Игры опираются на «дальнее зрение». Если мало пространства, они осваивают вертикальное пространство. Поэтому мальчики больше увлекаются конструированием. Они с удовольствием сооружают из деталей конструктора разные постройки, транспорт, оружие и т.д. Постройкой одного дома или гаража мальчики не ограничиваются, они начинают вокруг возводить заборы, подсобные помещения, склады, сад. И тогда в ход идут все подходящие для реализации этой цели предметы.
Вместе с тем, многое из непосредственного окружения ускользает от внимания мальчиков, поэтому в быту они иногда беспомощны.
6. Характеристика личности
Мальчики: не склонны к плановым действиям. Предпочитают ориентироваться на ходу. Положительно воспринимают новое, неизведанное. Любознательны. На новое реагируют чаще вопросом, что это? зачем? откуда? почему? Предпочитают всему искать логическое объяснение. Их нелегко приучить к самообслуживанию: неловко переодеваются, переобуваются, не знают с чего начать. Неумело застилают постель. Более беспомощны, чем девочки. Ко всякому обслуживающему труду приобщаются, как правило, без охоты. Нередко существует разрыв между уровнем развития интеллекта и навыками самообслуживания. Спокойно относятся к похвале и порицанию. Их нелегко растрогать, заставить смеяться или плакать. Обычно менее самолюбивы и обидчивы. Реагируют прежде всего, на содержание и справедливые замечания, а не на тон его высказывания. Давая мальчику задание, объясните ему, для чего это нужно выполнить. Мало заботятся о своей внешности. Мальчики обычно хорошо работают тогда, когда знают , что могут отличится, реализовать свои возможности, и когда им ясен смысл выполняемой работы.
Таким образом, очень важно учитывать перечисленные особенности мальчиков в воспитании и обучении. Но их нельзя рассматривать в отрыве от особенностей характера, мышления, уровня эмоциональности, реакции на различные события и явления, активности и других качеств детей.
Предлагаем Вам посмотреть, чем увлекаются мальчики в группе «Светлячки», какие игры они выбирают во время пребывания в детском саду.