Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика -это координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д. Неуклюжесть пальчиков “говорит” о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита.
Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста.
Мы регулярно и систематически проводим работу с детьми по развитию мелкой моторики. Для этого мы используем простые, доступные всем игры и упражнения:
1.«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками
Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.
3. Вырезание ножницами
Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания – навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые)
4. Лепка из пластилина, глины и соленого теста
Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции.
5. Шнуровки
Представляет собой основу, в которой проделаны отверстия: через них ребёнок должен продевать шнурки. Игрушка может быть твёрдой или эластичной, а шнурки – разноцветными и имеющими разные длину и толщину.
6.Мозаика, конструктор
Величина деталей вашего конструктора зависит от навыков вашего малыша. Выбор этих игр сейчас велик. Сначала приобретите крупный конструктор и крупную мозаику. Из конструктора помогите ребенку сначала построить башню, затем кукольную мебель и пр. Из мозаики научите выкладывать дорожки, цветочки, геометрические фигуры, а затем более сложные узоры (елочки, машинки, домики) .
7. Рисование, раскрашивание
Раскрашивание.Оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет.
Использование упражнений, игр, заданий для развития мелкой моторики дает положительную динамику в развитии речи детей.
Это лишь краткий перечень тех упражнений, которые помогут развить руку ребенка, и их можно организовать в каждой семье.