Пятилетний возраст считается достаточно сложным периодом жизни ребёнка, поскольку именно с этого возраста начинается подготовка к школе и самостоятельной жизни.
Дети 5-ти лет остаются все такими же подвижными, любят общение с ровесниками. Очень часто можно увидеть, как они что-то мастерят или рисуют. Пятилетки, в отличие от четырёхлеток, начинают тянуться к книгам, как губка, впитывая всё новое и интересное.
Им нравятся ролевые сюжетные игры — «дочки-матери», и они уже способны сами договориться, кто кем будет в игре. Также у малышей пятилетнего возраста уже имеется собственное мнение по любому вопросу. В свои пять лет они — самостоятельные личности со своими желаниями и потребностями.
Данная статья поможет родителям определить уровень знаний и умений ребенка в 5-6-летнем возрасте.
Развитие речи
- Уметь использовать речь, как средство общения.
- Уметь делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.
- Использовать в речи разнообразные формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент и пр.)
- Правильно и четко произносить звуки родного языка.
- Различать на слух и отчетливо произносить сходные по звучанию согласные звуки: с-з, с-ц, ш-ж, ч-ц, с-ш, ж-з, л-р.
- Различать гласные и согласные звуки.
- Определять место звука в слове( начало, середина, конец).
- Уметь согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (белый, мягкий снег).
- Уметь поддержать беседу.
- Уметь связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
- Уметь составлять по плану и образцу рассказы о предмете, содержании сюжетной картины, серии последовательных картин.
Приобщение к художественной литературе
- Проявлять интерес к художественной литературе, внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения, запоминать загадки, считалки, скороговорки.
- Проявлять эмоциональное отношение к литературным произведениям.
- Выразительно, с естественными интонациями читать стихи.
ФЭМП
(формирование элементарных математических навыков)
-Уметь создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (по цвету, размеру, форме и т.п.), разбивать множества на части и складывать их.
– Уметь считать до 10, называть цифры от 0 до 9. Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (6 больше 5 на 1 и т.д.)
– Иметь представление о составе чисел в пределах 10 (на наглядной основе).
– Отсчитывать предметы из большего количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).
– Считать в прямом и обратном порядке в пределах 10.
– Иметь представление о порядковом счете в пределах 10, уметь отвечать на вопросы «Сколько?», «Который?».
– Уметь устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами и сравнивать их по величине (по длине, ширине, толщине, высоте, по размеру, форме).
– Знать и называет геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат), знаком с объемными геометрическими фигурами.
– Умеет моделировать геометрические фигуры, составлять из них разные тематические композиции.
– Различает и называет части суток, их последовательность.
– Уметь ориентироваться в окружающем пространстве и на листе бумаги, понимать смысл пространственных отношений (вверху-внизу, далеко-близко, справа-слева и т.д.).
– Имеет элементарные представления о времени (части суток, раньше-позже, вчера-сегодня-завтра).
Художественно-эстетическое развитие
Приобщение к искусству
- Знаком с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников.
- Знаком с творчеством иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.).
- Имеет представления о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др.
Изобразительная деятельность
- Имеет представление о том, что предметы могут по – разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положения: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день – наклоняться и т.д.).
- Знаком с новыми цветами (фиолетовым) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый).
- Знаком с лепкой с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки), передавая их характерные особенности.
- Знаком с лепкой фигуры человека и животных в движении.
- Имеет представление о вырезании одинаковых фигур из бумаги, сложенной гармошкой и симметричных изображений – из бумаги, сложенной пополам.
- Знаком с приемом обрывания.
- Умеет работать с бумагой: сгибать лист вчетверо, работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка и др.).
- Знаком с народным декоративно-прикладным искусством (дымковской, филимоновской, городецкой, полхов-майданской, гжельской, каргопольской росписью).
- Знаком с характерными элементами росписи (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживка).
- Знаком с особенностями декоративной лепки.
Это основной и очень важный перечень тех знаний и умений, которыми должен свободно владеть ребенок в 5-6 лет. Но если в каких-то областях ребенок не преуспевает, стоит уделить на это дополнительное время и внимание. У детей в этом возрасте отличная память и повышенная любознательность, поэтому они без особого труда усвоят любые занятия.
И именно совместная работа нас, педагогов, и Вас, родителей, может дать положительный результат.