Игра, как самостоятельная деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельности. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребенку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребенка, его личности. Игра и игрушка неотъемлемы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки купленные в магазине. Но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными. Но все они должны отвечать определенным педагогическим и художественно – эстетическим требованиям. В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки. Сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки – орудия труда (молоток, отвертка, щетка для подметания, грабли, лопатка). Иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых, игрушки – забавы: театральные, музыкальные. Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребенка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребенку удобно играть мелкими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соизмеримые с ростом ребенка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребенка. С его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевидение. Очень важно, чтобы подбор игрушек способствовал формированию у ребенка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребенка сюжетом совместной игры, задает ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости ее компотом». Игрушка для ребенка полна смысла. Дети осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом, и словом. Особое значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, фартуки, халаты. Необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает ее содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребенка. Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребенку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда. Может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребенок перевозбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребенка подобной реакции. Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают к игре другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ежиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребенка, развитие его фантазии. К сожалению не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками – самоделками. В том числе из природного, бросового материалов. Игра развивает, обогащает и радует ребенка, делает его счастливым. В игре ребенок делает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребенка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, веселой игры ребенку нужна хорошая игрушка. Выбирайте ее обдуманно для своего ребенка.
Игра как средство воспитания дошкольников
- Расскажем детям про ноябрь
- История возникновения Деда Мороза и Снегурочки